x

Негосударственное пенсионное обеспечение россиян

Гражданам России предоставляется возможность накопить в качестве дополнения к обязательной пенсии дополнительные средства и получать их при достижении пенсионного возраста. Делаются такие накопления через негосударственные пенсионные фонды, за деятельностью которых осуществляется строгий контроль, в том числе и со стороны налоговых органов.

В настоящее время действуют две системы обеспечения собственной пенсии:

  • обязательная (государственная);
  • добровольная (негосударственная).

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) представляет собой добровольное накопление гражданином денежных средств. В результате гражданин приобретает право на получение дополнительной, негосударственной пенсии. Эта пенсия формируется за счет самостоятельных отчислений в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственные пенсионные фонды

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию, специально созданную для пенсионного обеспечения населения.

НПО отличается тем, что в обычном обязательном пенсионном страховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негосударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.

С кем заключается договор по негосударственному пенсионному обеспечению:

  • с гражданином, который хочет повлиять на размер своей будущей пенсии;
  • с работодателем, который действует в интересах своих работников.

Негосударственное пенсионное обеспечение дает человеку возможность формировать для себя дополнительную пенсию, находясь в активном трудоспособном возрасте. А при достижении трудоспособного возраста эта пенсия может стать весьма существенным источником дохода. Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий.

Так же, как и в обязательном пенсионном обеспечении, в негосударственном происходит увеличение размеров накоплений, за счет прибыли, получаемой от их инвестирования.

Появление первых негосударственных пенсионных фондов в России связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

Важно!
На основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 г. создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К концу 1996 г. было выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К концу 1997 г. разрешения выданы 252 организациям.

До 2007 г. количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 г. число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

В марте 2016 г. правительство России рассматривало законопроект об обязанности акционеров НПФ компенсировать клиентам убытки. Если окажется, что средства на клиентских счетах уменьшились из-за того, что управляющий намеренно инвестировал в некачественные активы в чьих-то интересах, то акционеры фонда будут обязаны восполнить потери — доначислить на лицевые счета клиентов потерянные суммы.

В первом квартале 2019 г. в России действовали 51 негосударственных пенсионных фонда.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем законодательством Российской Федерации определяются как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структура инвестиционного портфеля.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:

  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 15 % общей стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 70 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 80 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:

  • если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1,5 млн рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются.
  • если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

Познакомиться со списком лучших НПФ по доходности и по рейтингу надежности можно на сайте:

http://www.pensiamarket.ru/Partners.aspx?type=npf

Таблица «Сколько негосударственных пенсионных фондов в России»:

Год

1996

2000

2005

2010

2015

2017

2019

Число НПФ без ПН

254

262

243

49

37

30

23

Число НПФ с ПН

0

0

47

102

65

38

28

Число НПФ, всего

254

262

290

151

102

68

51

ПН — пенсионные накопления.

Изменение количества НПФ преимущественно связано со следующими факторами:

  • ужесточение законодательных требований к НПФ;
  • предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 года;
  • ужесточение требований к качеству инвестиций (активов) НПФ со стороны регулятора (ЦБ России).

За последние 20 лет численность НПФ уменьшилась на 71% — также, как и количество кредитных организаций. При этом сектор негосударственных пенсионных фондов фактически закрыт для появления новых игроков из-за высоких стартовых условий, непрекращающихся реформ и туманных перспектив накопительного компонента. Новые НПФ появлялись лишь в рамках выделения из уже существовавших под влиянием требования об акционировании фондов, занимающихся ОПС до 2016 г. и всех остальных до 2019 года.

Рейтинг накопленной доходности крупнейших негосударственных пенсионных фондов в России за пять лет (с 2012 по 2016 гг.):

  • НПФ «Согласие» +61,59%;
  • НПФ «Газфонд» +57,14%;
  • НПФ «Нефтегарант» +51,80%;
  • «ВТБ Пенсионный фонд» +51,40%;
  • Пенсионный фонд электроэнергетики +50,48%;
  • НПФ «Большой» +48,80%;
  • НПФ «Сургутнефтегаз» +48,60%;
  • НПФ РГС +48,40%

Рейтинг негосударственных пенсионных фондов по объему пенсионных накоплений на 1 июля 2019 года:

  • НПФ Сбербанка;
  • НПФ «Лукойл-Гарант»;
  • НПФ «Газфонд пенсионные накопления»;
  • НПФ ВТБ Пенсионный фонд;
  • ЗАО «КИТ Финанс НПФ»;

Особенности НПО

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнительным видом обеспечения граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится:

  • добровольный характер уплаты взносов;
  • возможность получать выплату без наличия страхового стажа.
  • возможность назначения пенсионного обеспечения досрочно.

Таким образом, любой гражданин совершеннолетнего возраста и старше может начать формировать свою дополнительную пенсию путем перечисления определенной суммы взносов в выбранный им негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Некоторые крупные компании также предусматривают корпоративное пенсионное обеспечение, производя за своих работников дополнительные взносы в НПФ, что позволяет увеличить сумму их будущей пенсии.

Реализация НПО осуществляется посредством заключения договора с НПФ. Такая деятельность строго лицензируется. В договоре должны быть прописаны все правила, условия формирования и выплаты дополнительной пенсии, а также права и обязанности всех субъектов договора. В силу различного уровня дохода в настоящий момент времени и желания дополнительно получать определенную сумму будучи на пенсии различные негосударственные фонды разрабатывают разные пенсионные схемы, учитывающие индивидуальные особенности граждан. Все условия назначения, выплаты и размера негосударственной пенсии регламентируются подписанным договором и действующим пенсионным законодательством.

По сути это формирование личных накоплений граждан в течение определенного времени на основании договора, заключенного с НПФ, и возможность формирования тем самым еще одной (дополнительной) пенсии.

Основными задачами негосударственного пенсионного страхования являются:

  1. Повышение пенсионной выплаты в целом к размеру пенсии по обязательному страхованию.
  2. Прирост сбережений за счет получения инвестиционного дохода.

Отношения между участниками этой системы регулируются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках системы дополнительного накопительного негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего:

  • самостоятельно оплачивать взносы;
  • устанавливать периодичность и срок выплаты;
  • возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения;
  • наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа. Все условия получения выплат указываются в договорах о НПО.

Участники системы НПО

Участниками системы взаимоотношений по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), а также сторонами договора, действующего в рамках этой структуры, являются:

  • негосударственный пенсионный фонд — организация, действующая на основании лицензии и осуществляющая следующие виды деятельности:
  • негосударственное пенсионное обеспечение, включая досрочное;
  • формирование и выплата накопительной пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • вкладчик — физическое или юридическое лицо, уплачивающее взносы в НПФ;
  • гражданин, являющийся получателем пенсии (может быть вкладчиком в свою пользу).

Основанием формирования такого вида пенсионного обеспечения является договор. Он представляет собой соглашение, заключенное между фондом и вкладчиком, при этом одна сторона обязуется уплачивать взносы, а другая сторона — выплачивать негосударственную пенсию.

Этот документ детально устанавливает условия формирования негосударственной пенсии. Согласно статье 12 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» он должен содержать следующие пункты:

  • основные данные сторон (наименование, личные данные);
  • сведения о предмете договора;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения пенсионных взносов;
  • вид пенсионной схемы;
  • положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  • ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • сроки действия и прекращения договора;
  • порядок и условия изменения или расторжения договора;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты сторон.

Корпоративное пенсионное обеспечение

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Важно!
Как правило, вкладчиком в этом случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны — это обеспечение достойного уровня жизни на пенсии при минимальных вложениях. Но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ:

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

Корпоративное пенсионное обеспечение своим сотрудникам предлагают многие крупные кампании, например, ОАО «РЖД», НК «Роснефть», АО «Транснефть» и другие.

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом.

  1. Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  2. Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  3. По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  4. Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  5. При достижении определенного возраста или выполнении иных условий договора назначается выплата корпоративной пенсии.

Гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения как в пользу третьих лиц, так и в свою пользу. В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

Пенсионные схемы НПФ

Для максимального учета существующего уровня дохода, приемлемости перечисления определенной суммы в качестве сбережения и желания получать после выхода на заслуженный отдых достойный уровень компенсации заработка негосударственные фонды разрабатывают различные пенсионные программы или схемы. Таким образом, индивидуально разработанные планы учитывают:

  • размер заработка;
  • возраст;
  • индивидуальные особенности характера;
  • понимание уровня комфортной финансовой независимости.

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем, можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров.

От вида открываемого счета для учета накоплений:

  • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц). В данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет;
  • индивидуальные (открытие именного счета). Такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

От срока пенсионных выплат:

  • срочные (выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором);
  • пожизненные (уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь). Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

От числа вкладчиков:

  • с единственным лицом, уплачивающим взносы (им может быть страхователь или физическое лицо);
  • паритетные схемы (подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника).

При этом общими являются возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму, а также наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

Договор досрочного НПО

Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение для лиц, занятых на соответствующих рабочих местах, указанных в подпунктах 1—18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, будет осуществляться по новым правилам. Юридическим обоснованием этого является статья 1 Федерального закона № 410-ФЗ от 28.12.2013.

Основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда, по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными.

По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение в форме:

  • обязательного пенсионного страхования;
  • негосударственного обеспечения.

Содержание договора досрочного НПО так же, как и состав его участников, и требований, предъявляемых к ним, идентично обычному пенсионному договору, заключаемому с негосударственным фондом. Последние также предлагает различные варианты пенсионных программ на выбор.

Размер взноса, уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе — не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • заключение отдельного соглашения с работодателем.

Как получить негосударственную пенсию

Теперь о главном – как получить накопительную пенсию в негосударственном фонде. Для этого необходимо выполнение двух условий:

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Образец заявления можно найти на сайте соответствующего фонда или при непосредственном обращении в данное учреждение.

Порядок обращения с письменным заявлением будет зависеть от фонда, в котором размещены пенсионные накопления. Назначение дополнительной пенсии осуществляется со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя:

  • согласно реквизитам открытого им вклада;
  • по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов:

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы. В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

Важно!
При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.

С 2007 г. семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок, выплачивается материнский капитал. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.

Контроль деятельности НПФ

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему.

Фонд учитывает поступившие взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

Контроль деятельности НПФ осуществляется:

  • ежегодно Федеральной налоговой службой (ФНС), Банком России, независимыми аудиторами и актуариями, Счетной палатой, ПФР;
  • ежеквартально ФНС, Банком России;
  • ежемесячно: ФНС, Банком России;
  • еженедельно: Банком России, ПФР;
  • ежедневно: специализированным депозитарием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *