x

Накопительная пенсия в России

Одна из возможностей, предоставляемых ПФР, – получение гражданами России накопительной пенсии, т. е. ежемесячной пожизненной выплаты пенсионных накоплений, которые были сформированы за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Эти деньги могут передаваться по наследству, в отличие от страховой пенсии.

Формирование

Накопительная часть пенсии формируется одновременно со страховой ее частью. Часть взносов, перечисляемых работодателем на счета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляется на взносы, направленные на формирование пенсионных накоплений, сохраняются на индивидуальном счете застрахованного в виде денег и государство ими распоряжаться не может.

Как указано в законе, накопительная часть пенсионного обеспечения формируется за счет части страховых взносов (в размере 6% от величины фонда оплаты труда на предприятии или в организации), а также может быть пополнена за счет взносов самих граждан, работодателей и доходов от инвестиционного использования пенсионных накоплений. Накопительная пенсия может формироваться только для граждан, которые родились в 1967 г. и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. также могут быть пенсионные накопления. Они были сформированы у тех, кто в период с 01.01.2002 по 31.12.2004 был трудоустроен и за них производились отчисления страховых взносов.

Накопительная пенсия в отличие от страховой пенсии не индексируется. Она инвестируется на рынке финансов, этот процесс может быть как прибыльным, так и убыточным.

В отличие от страховой пенсии, средства накопительной пенсии передаются по наследству в случае, если получатель не смог дожить до ее назначения или она была назначена, но получить он ее не успел.

Формирование накопительной пенсии уменьшает размер взносов, направляемых на страховую пенсию, снижая тем самым начисление пенсионных баллов, что сказывается на размере будущей страховой выплаты.

Мораторий

На 2018 г. продлен мораторий для отчисления взносов на накопительную пенсию, все перечисляемые страховые средства направляются на страховую пенсию.

Указанный мораторий действует в Российской Федерации с 2014 г., что делает накопительную пенсию фактически недоступной для населения. Действовать мораторий будет, по меньшей мере, до 2020 года.

Само по себе понятие «мораторий» означает перенос сроков выплат долговых обязательств на определенный период. Государства имеют право использовать его, как по отношению к отдельным физическим и юридическим лицам, так и на все население.

В 2013 г. в ПФР подготовили законопроект о введении моратория на выплату накопительной части пенсий. Пенсионная система РФ считается смешанной, поскольку состоит из двух форм взносов: страховых и накопительных, которые аккумулируются на личном счете гражданина, но могут им воспользоваться по своему усмотрение, то есть их можно инвестировать, передавать на управление другим финансовым организациям и т.д. Таким образом, введенный мораторий подразумевает передачу накопленных пенсионных средств на счет страховых взносов. То есть 6 % регулярных переводов работодателей до настоящего времени используются для пополнения ПФР и, соответственно, ликвидации его дефицита, вместо передачи управляющим компаниям (УК) и негосударственным пенсионным фондам (НПФ).

В Правительстве РФ указывают, что «заморозка» накопительной части пенсии не означает её изъятие. После отмены моратория накопления вернутся на счета граждан и будут проиндексированы.

Важно!
Официальной причиной введения этого ограничения в Правительстве назвали результаты проверки функционирования УК и НПФ. По мнению Минтруда, эффективность работы этих учреждений очень низкая. Например, за период 2005—2013 гг. их доходность составила около 5,7 % при инфляции в 9 %. Однако, по мнению независимых экономистов, мотивы введения моратория на накопительную пенсию были более существенными, среди них: усугубление дефицита бюджета ПФР в условиях экономического кризиса; стремительное снижение цен на нефть и, как следствие, уменьшение трансфертов в главную государственную смету; угроза невыполнения федерального бюджета.

В результате указанные средства были направлены на текущие отчисления страховых пенсий, проведение различных антикризисных мероприятий и, в целом, поддержку государственной финансовой системы. Изначально «заморозка» планировалась только на 2014 год. Однако позднее она была продлена на 2015 и 2016 годы. При этом в 2016 г. приняли решение продлить мораторий на накопительную часть пенсии сразу на три года — с 2017 по 2019 годы. В ноябре 2017 г. мораторий был в очередной раз продлен еще на один год, до 2020 года. При этом не исключено, что мораторий на накопительную часть пенсии будет продлеваться до тех пор, пока в Правительстве РФ не найдут другой способ пополнения бюджета ПФР.

С помощью этого моратория в 2016 г. Правительству РФ удалось пополнить федеральный бюджет на 344 млрд. рублей, в 2017 — на 412 млрд. рублей, а в 2018 г. планировалось получить до 471 млрд. рублей.

В настоящее время в Правительстве РФ рассматривается вопрос целесообразности сохранения накопительной системы в пенсионном обеспечении в целом и даже возможность ее отмены. Хотя пока окончательное решение по этому вопросу не принято, в Минфине России и ЦБ России активно продвигают идею реформирования этой части пенсионного законодательства в условно-добровольные пенсионные накопления, то есть в дальнейшем развивать их исключительно за счет дополнительных взносов с доходов граждан и организаций.

Индивидуальный пенсионный капитал

Система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) была презентована в 2016 г. как ответ на разрастающуюся проблему, возникшую из-за объявленного в 2014 г. моратория на пенсионные накопления. Страховые взносы размером в 6%, которые до того момента поступали в накопительную часть, стали страховой частью и используются на текущие выплаты. Отсутствие новых поступлений сучетом перспективы начала массовых выплат в 2022 году — неизбежный тупик для накопительной системы.

ИПК разрабатывался в качестве компромисса между нынешними потребностями бюджета и будущими пенсиями граждан. Система предполагает, что накопления будут сохранены, но в дальнейшем взносы (до 6%) будут осуществляться из зарплат граждан. Государство гарантирует сохранность этих средств через систему страхования, также идет речь даже о закреплении их в виде собственности (сейчас накопления собственностью застрахованных лиц не являются).

Если не принять ИПК, неоднократно подчеркивали представители финансового блока, невозможно будет обеспечить значительное повышение пенсий, а экономика в 2022—2030 годах потеряет триллионы рублей. Дело в том, что из-за моратория средний накопительный счет у большинства россиян находится на крайне незначительном уровне. Сейчас он составляет менее 70 тыс. рублей. Без развития накопительной системы в соответствии с так называемым «выплатным законом» (360-ФЗ) эти средства большинство граждан просто получат «на руки». А значит, деньги придется конвертировать из ценных бумаг. В 2018 г. первый зампред ЦБ Сергей Швецов озвучил оценку потерь для экономики — около 4 трлн рублей.

ПФР также не раз подчеркивал, что введение моратория на пенсионные накопления не скажется впоследствии на размерах отчислений, поскольку все средства накопительного характера отражаются на счетах граждан в ПФР в виде пенсионных прав.

Госпрограмма софинансирования пенсий

С 2008 г. разработана и внедрена в повседневную практику в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» уникальная программа софинансирования пенсий, которая позволяет увеличить размер будущей пенсии, вкладывая средства в пенсионный фонд совместно с государством. Речь идет о дополнительных страховых выплатах, которые частично оплачивает сам гражданин, увеличивая накопительную составляющую, и государство, увеличивая страховой платеж. Так происходит увеличение пенсионных накоплений, которые хранятся в специально созданном Фонде национального благосостояния. Важным моментом является равенство дополнительных взносов государства и владельца пенсионного счета.

В программе может принять участие работодатель, однако это зависит лишь от его желания. В случае участия государство не взимает налог с суммы, выделенной на софинансирование пенсионного счета работника, а то, каким образом дальше распоряжаться взносами, решает сам гражданин.

При этом у него есть несколько вариантов:

  • инвестировать их в частный пенсионный фонд;
  • передать в распоряжение государственному Внешэкономбанку;
  • передать коммерческому инвестиционному фонду.

В любом из случаев, внесенная сумма будет отражаться на балансе пенсионного счета гражданина, как и начисленный инвестиционный доход, который будет к этой сумме прибавляться.

Это наилучший способ «собрать» пенсию для родившихся до 1967 г. и поэтому не является участником накопительной системы.

Основные принципы этой социальной программы не меняются на протяжении 8 лет. К ним относятся:

  • удваивание государством любой суммы более 2000 рублей (за весь год), внесенной на пенсионный накопительный счет. Если выплачиваемая сумма меньше 2000 рублей, государство не софинансирует накопление пенсии;
  • сумма, перечисленная государством, не может превышать 12 000 рублей в год;
  • гражданин может перечислять на накопительный счет любые суммы;
  • работодатель также может вносить на накопительный счет работника любые суммы;
  • государство не взимает налоги с работодателя за суммы, внесенные на пенсионный накопительный счет работника, меньшие 12 000 рублей в год (или меньше);
  • софинансирование невозможно, если гражданин уже обращался за назначением пенсии.

Первоначально планировалось, что вступить в проводимую программу софинансирования пенсий можно было до конца 2014 года. Лишь те, кто подал заявление до ноября 2014 г., могли претендовать на доплаты из государственного бюджета.

В 2017 г. действие программы продолжалось, и государство принимало участие в увеличении добровольных страховых взносов в пенсионный фонд.

Перед тем как оформить софинансирование пенсии, нужно предоставить следующие документы:

  • свидетельство о возможности принимать участие в добровольном страховании;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство пенсионного страхования.

С этими документами необходимо обратиться в Пенсионный фонд РФ через почтовое или банковское отделение, негосударственный пенсионный фонд или работодателя, заключившего договор.

Чтобы оплатить взнос, необходимо получить бланк в пенсионном фонде и внести средства через банк или почту. Пенсия из фонда, пополняемого добровольно выплачивается либо сразу, либо по частям, либо в качестве дополнения к уже к назначенной по социальной страховке.

Если человек, ставший участником программы софи- нансирования умирает, то средства с его накопительного счета переходят его прямым наследникам тем же образом, что и при обычных пенсионных накоплениях. Наследники получают выплаты в размере всей суммы пенсионных накоплений, если гражданин не дожил до пенсионного возраста, или если он предусмотрел срочную выплату.

Важно!
Кроме того, программой софинансирования предусмотрены особые условия. Распространяются они на тех граждан, которые по достижении пенсионного возраста (60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно) не были обеспечены пенсионным фондом выплатой какой-либо части пенсии и не обращались за этим.

Сумма, вносимая самостоятельно этими гражданами, увеличивается государством в четыре раза. Но ежегодно из госбюджета может быть перечислено на пенсионный счет не более 48 тыс. рублей.

Если гражданин вносит на свой пенсионный счет 10 тыс. рублей, то с доплатой государства эта сумма увеличивается до 50 тыс. рублей. При этом по закону невозможно принимать участие в программе работающим пенсионерам.

Условия начисления пенсий по софинансированию:

  • накопительная пенсия может формироваться гражданами 1967 г. рождения и моложе в случае, если до конца 2015 г. был сделан выбор в ее пользу;
  • гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, представляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года;
  • у граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии;
  • пенсионные накопления могут быть также у мужчин 1953—1966 гг. рождения и женщин 1957—1966 гг. рождения, если в период с 2002 по 2004 г. ими уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 г. эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Размер накопительной пенсии

Размер накопительной части пенсии определяется как частное от суммы пенсионных накоплений застрахованного лица и количества месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (в 2017 году оно составило 240 месяцев).

По накопительной пенсии возможна единовременная выплата. Выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой.

Кто является получателем накопительной пенсии:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Также предусмотрена возможность срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *