БТИ – это бюро технической инвентаризации, которое занимается ведением технического учета недвижимости. В частности, данные об учете необходимы лицам, имеющим желание совершить со своей недвижимостью какие-либо юридические действия, для чего перед этим им нужно взять справку в БТИ.
Как гласит Постановление правительства РФ от 04.12.2000 г. №921, обязательная инвентаризация недвижимости должна производиться не менее одного раза в 5 лет. Прежде всего, эта процедура требуется для выявления изменений с последующим занесением их в техпаспорт помещения.
Для чего нужна справка БТИ и кому она может быть выдана?
При совершении основных действий с недвижимостью справка БТИ может потребоваться в различных ситуациях, которыми могут являться:
- Купля-продажа;
- Обмен;
- Дарение;
- Передача в наследство;
- Перепланировка;
- Переоборудование нежилого помещения в жилое.
Право на получение такой справки имеют следующие лица:
- Владельцы недвижимости;
- Законные наследники, включая наследство, полученное по завещанию;
- Лица, имеющие доверенность на совершение данных действий;
- Уполномоченные государственных органов.
Формы справок БТИ и сроки их действия
Одними из часто запрашиваемых справок БТИ являются справки плана здания по этажам и справки характеристик помещения в виде пояснений к архитектурному проекту (другими словами – экспликация). Следует знать, что любая из них достаточно важна как при проведении любых юридических действий с недвижимостью, так и для перепланировки.
Кроме того, граждане зачастую нуждаются в справке оценочной стоимости помещения. В частности она необходима для таких действий с недвижимостью, как продажа, передача в дар и вступление в наследственные права. Но учтите, что такая справка БТИ не указывает реальной стоимости помещения, поскольку ее оценка производится только на основании его метража без учета места нахождения, состояния жилья и т.д.
Также справка БТИ может потребоваться при договоре владельца с застройщиком о том, что после окончания строительства он станет собственником недвижимости (переуступка права собственности). В данном случае документ подтверждает адрес недвижимого имущества.
К основным формам справок можно отнести следующие:
- Техпаспорт недвижимости;
- План здания по этажам;
- Экспликация. Форма справки №22 либо №25;
- Регистрационная справка БТИ;
- Инвентаризационная справка БТИ о стоимости;
- План земельного участка;
- Оформление земли. Форма справки №3;
- Состояние недвижимости. Форма справки №5;
- Владельцам частных домов при оборудовании чердак в жилую площадь. Форма справки №11;
- Выписка из БТИ;
- Выписка из техпаспорта.
Сроки действия справок БТИ различны в зависимости от их назначения. Например, продолжительность срока действия справки, необходимой при перепланировке жилого помещения, составляет от 1 до 5 лет. В данном случае владелец заранее должен заказать в БТИ техпаспорт жилья, поскольку он содержит в себе текстовую и графическую части. По сути, срок действия самого технического паспорта не ограничен при условии, что каждые 5 лет он подлежит обновлению.
Выписка из БТИ имеет определенный срок действия, равный одному году. Справка содержит в себе данные из техпаспорта помещения, такие как его площадь, наличие и количество этажей, год ввода здания в эксплуатацию, материал стен, из которого они изготовлены.
Справка БТИ о стоимости имеет срок действия, равный одному месяцу. Она определяет остаточную стоимость недвижимости, отличающуюся от рыночной цены. Востребована в основном нотариусами при оформлениях договора либо при наследственной передаче.
Собственникам частных домов при оборудовании чердака в жилое помещение выдается справка по форме №11 со сроком действия в течение 10 дней.
Получение справки БТИ
Для того, чтобы получить справку БТИ необходим следующий пакет документов:
- Удостоверение личности (паспорт);
- Документы, подтверждающие право владения недвижимостью;
- В случае если вы не владелец, то доверенность, заверенная нотариально;
- При наследственной передаче – нотариальный запрос;
- Свидетельство о рождении либо смерти;
- Свидетельство о браке либо его расторжении;
- Арендующим – виза балансодержателя;
- Юридическим лицам – гарантийное письмо.
Для получения справки необходимо лично (либо доверенному лицу) прийти в БТИ и написать заявление, в котором нужно указать вид справки и цели ее получения. Изначально специалисты проверят возраст технических документов недвижимости. Если они старше 5 лет, то согласно постановлению №921 их будут переделывать, что, кстати, не является быстрым процессом. Хотя, как гласит это же постановление, возраст и не должен превышать 5 лет, но такое случается.
Далее в зависимости от назначения справки могут потребовать соответствующие документы, обязательными из которых для физических лиц являются паспорт и документы, подтверждающие владение недвижимостью. При наследственной передаче в БТИ нужно в обязательном порядке представить письменный запрос от нотариуса, т.к. в противном случае вам не дадут ни одной справки ввиду того, что вы еще не являетесь законным владельцем недвижимости.
Юридическим лицам и арендаторам нужно представить документы, подтверждающие личность, гарантийное письмо и визу балансодержателя соответственно. Если юридическое лицо является владельцем недвижимости, то документы, подтверждающие права владения.
Добрый день, подскажите пожалуйста, какой срок действия справки из БТИ о наличии/отсутствии недвижимости?