Процедура установления инвалидности и получения справки об инвалидности является одной из самых актуальных тем, интересующих людей, попавших в данную ситуацию. Конечно же, как и большинство других подобных тем, данный вопрос имеет множество подводных камней и нюансов, и, зачастую люди, столкнувшиеся с этим, имеют довольно-таки слабое представление о данном процессе. В данной статье мы попробуем разобраться с основными вопросами, касающимися данной процедуры.
Установление инвалидности
Вообще, если упростить процедуру установления инвалидности, то ее можно разделить на несколько этапов, к которым относятся:
- Первым делом необходимо получить направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Получить его можно в лечебном учреждении, органе соцзащиты или органе пенсионного обеспечения;
- Далее нужно собрать все документы, необходимые для проведения экспертизы;
- На третьем шаге предстоит обратиться в бюро МСЭ с заявлением о ее проведении. Кроме этого необходимо предоставить направление и весь пакет документов;
- В заключительном шаге будет проведена экспертиза с установлением группы инвалидности, назначением пенсии и реабилитационных мероприятий.
Кому положена инвалидность
Зачастую людей также интересует ответ вопрос, кому же положена инвалидность, и кто ее может получить. Существующее законодательство РФ выделяет 3 признака, согласно которым устанавливается инвалидность:
- К первому признаку относится нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, которое было получено вследствие заболеваний, травм, врожденных или полученных дефектов;
- Ко второму признаку относится ограничение жизнидеятельности, а в частности, утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентированию, общению, контролю своего поведения, обучению;
- К третьему признаку относится необходимость в мерах соцзащиты.
Чтобы человека признать инвалидом необходимо, чтобы были выполнены как минимум два из вышеперечисленных признаков.
Кто устанавливает инвалидность?
Установлением инвалидности занимается бюро медико-социальной экспертизы. Задача проведенной экспертизы установить комплексное состояние организма, в которое входит анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Бюро МСЭ можно разделить на 3 уровня:
- Городские и районные МСЭ. Здесь производится большая часть освидетельствований;
- Главные бюро МСЭ субъектов РФ. Это бюро стоит над городскими и районными МСЭ, и осуществляют контроль за их работой, рассматривает жалобы;
- Федеральное бюро МСЭ. Осуществляет контроль за работой главных бюро МСЭ. Также рассматривает жалобы на работу нижестоящих бюро и может проводить переосвидетельствование.
Кто направляет на МСЭ?
На экспертизу могут направить:
- Лечебное учреждение;
- Орган пенсионного обеспечения;
- Орган соцзащиты населения.
Если данные организации отказали в направлении на МСЭ, то ими выдается справка о данном отказе, и с ней вы можете самостоятельно обратиться в бюро.
Документы, необходимые для проведения МСЭ
В пакет документов входит:
- Оригинал и копия паспорта, либо другого документа, удостоверяющего личность гражданина;
- Заявление о проведении МСЭ, которое необходимо написать в день подачи документов;
- Форма №088/у-06, являющаяся направлением;
- Для работающих — копия трудовой книжки. Для неработающих — трудовая книжка и ее копия;
- Для работающих – информация об условиях труда;
- Для учащихся – характеристика с места учебы;
- Оригиналы и копии выписок из стационарных учреждений, результаты обследований, амбулаторная карта;
- При повторном прохождении комиссии необходимо предоставить справку об инвалидности, индивидуальная программа реабилитации (ИПР);
- СНИЛС.
Если гражданин устанавливает профессиональную нетрудоспособность, то еще необходимо добавить следующие документы:
- Акт профзаболевания;
- Акт несчастного случая, произошедшего на производстве согласно форме Н-1;
- Санитарно-гигиенические характеристики условий труда.
Для граждан, возраст которых менее 18 лет, необходимо предоставить следующие документы:
- Заявление о проведении МСЭ, которое необходимо написать в день подачи документов;
- Оригиналы и копии паспортов освидетельствуемого и его родителей или опекунов. Для лиц младше 14 лет – свидетельство о рождении;
- Направление из детской поликлиники, заполненное по форме №088/у-06.
- Оригиналы и копии выписок из стационарных учреждений, результаты обследований, амбулаторная карта;
- Если гражданин в возрасте до 18 лет работает, то нужно представить копию трудовой книжки;
- Для работающих до 18 лет – сведения об условиях труда;
- Характеристика из дошкольного или образовательного учреждения;
- Заключение психолога;
- Заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- Документы об образовании;
- При повторном освидетельствовании – справка об инвалидности и ИПР;
- СНИЛС.
Когда могут отказать в проведении МСЭ?
В проведении МСЭ могут отказать только при наличии неполного пакета документов. В этом случае экспертиза переносится на другое число. Любые другие отказы в проведении МСЭ являются неправомерными.
Где проводится МСЭ?
Медико-социальная экспертиза проводиться:
- В бюро по месту жительства, главном бюро МСЭ, Федеральном бюро;
- На дому, если человек не имеет возможности явиться в бюро по состоянию здоровья;
- При нахождении гражданина на лечении – в стационаре;
- Заочно по решению бюро.