...
x

Формирование качества жизни новорожденного

Перинатальный период жизни – самый ответственный этап формирования человека, ведь именно в младенчестве закладываются основы его будущего развития, становления характера и социальной адаптации. Наряду с физическим здоровьем крайне важна эмоциональная жизнь младенца, насыщенная родительской любовью и радостными событиями. Появление новорожденного в семье меняет весь существовавший ранее уклад, поэтому необходимо минимизировать факторы риска, которые могут повлиять на дальнейший онтогенез.

Готовность семьи к появлению новорожденного

Это важнейший период в развитии индивида, именно от него кардинально зависит состояние всех систем и органов ребенка, качество последующей жизнедеятельности, а значит, и качество всей его жизни. Протекание беременности, состояние здоровья будущей роженицы, ее социально-психологическое благополучие и отношение к будущему ребенку—факторы, оказывающие существенное влияние на развитие плода.

Важно!
Важно отметить необходимость психологической составляющей готовности членов семьи к появлению новорожденного. Родители обязаны быть позитивно настроены на рождение ребенка, который должен стать априори желанным. В случае нежеланной, случайной беременности у женщин часто наблюдаются вегетативные нарушения, токсикозы, обострения психосоматических и хронических заболеваний, различные нервно-психические реакции. Возникает стойкое чувство неприязни к беременности, любое «напоминание плода о себе» вызывает негативные эмоции и переживания.

По мнению нежеланных детей рожают преждевременно примерно в 8 раз чаще, чем желанных. Но даже у доношенных нежеланных детей в 45% случаев отмечаются признаки морфофункциональной незрелости. Из числа нежеланных младенцев 46,9% нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу же после родов соматическими и неврологическими осложнениями, среди желанных детей таких лишь 14,8%. Ребенок, лишенный любви в утробе, лишается доверия к матери и окружающему миру. Прогноз по поводу этого явления в дальнейшем: сложности социальной адаптации, повышенная тревожность, заниженное чувство собственного достоинства, агрессивность, низкий уровень самоуважения и самооценки.

Нежеланные дети часто попадают в категорию детей-отказников, которых по разным причинам оставляют родившие их женщины.

Младенцы, оставленные родителями после рождения, существенно отличаются по уровню недонашиваемости, внутриутробному инфицированию, морфофункциональной незрелости. Эта биологическая и патологическая «почва» делает детей этой группы особенно чувствительными кдепривационному дистрессу. По мнению этого исследователя, у детей этой группы в последующем чрезвычайно высока частота нервно-психической патологии (70-75%): задержка психического развития, психосоматические расстройства, депривационное развитое личности с интеллектуальной недостаточностью, стойкие эмоциональные нарушения с отсутствием эмпатии, эмоциональной обедненностью.

Противоположна ситуация, когда беременность желанна и супруги осознанно готовятся к выполнению функций родителей. Посещая различные школы будущих родителей, обучаются приемам ухода за ребенком, взаимодействию в непростой период своей жизни появления первенца, взаимопомощи и поддержке. Совместно обсуждают «концептуальные основы» воспитания ребенка, формируют предметно-пространственную среду, где будет развиваться их малыш, делают ее уютной, оборудуют и оформляют в соответствии с полом будущего ребенка — «…все люди начинают свой путь детьми, и не где-нибудь, а в своих детских». Можно предположить, что родители проектируют социальную модель качества жизни еще не родившегося ребенка.

Появление младенца на свет: первая встреча

У некоторых современных отцов появилась потребность присутствовать при рождении ребенка. И у них есть на это право. Муж, разделивший с женой ее страдания (муки рождения), сочувствующий ей, становится истинно благодарным помощником в воспитании, заботе о благополучии, развитии и здоровье ребенка. Однако такого рода инновация при появлении ребенка на свет может обернуться серьезными осложнениями будущих отношений между супругами, спровоцировать, как крайний вариант проявления, «послеродовой психоз» у отца, причина которого заключается в психологической неготовности к этому физиологическому процессу и неправильной организации со стороны медицинских специалистов.

Перинатальная психология родительства уделяет большое внимание такому чрезвычайно важному социальному событию с точки зрения этологического подхода, как «встреча» матери и ребенка в его внеутробной жизни (постнатальный период), так называемый импринтинг— первое запечатление. Взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывает значительное влияние на развитие дальнейших их взаимоотношений.

Этот факт получил подтверждение в исследованиях, психосоматическое равновесие ребенка тесно связано с эмоциональным контактом с матерью. При этом материнское поведение рассматривается этими специалистами как ответное и комплиментарное врожденному репертуару поведения младенца. Ответственные и далеко смотрящие акушеры-гинекологи, перинатальные психологи считают необходимым после обрезания пуповины положить ребенка на грудь матери, чтобы он сам нашел сосок и удовлетворил базовые потребности: утолил голод, успокоился (ощутил себя в безопасности), пережив критический момент рождения. В этом процессе закладывается направленность будущей личности, стратегии ее поведения: или новорожденный, преодолевая трудности, достигает свою цель (одному ребенку потребуется минута, другому — десять), или без посторонней помощи он с этим не справляется. Зарождающаяся стратегия поведения индивида развивается, закрепляется, совершенствуется в последующем. Один становится делателем с выраженной поисковой активностью, другой — пассивным наблюдателем или манипулятором, удовлетворяющим свои потребности посредством деятельности других.

Для формирования прочных интимно-личностных связей между отцом и ребенком важен факт установления контакта «кожа к коже», когда на голую грудь отца в родильном отделении кладут еще влажное тельце новорожденного. При подобном контакте у отца возникают тонкие чувства любви, умиления, формируется трепетное отношение к своему ребенку, потребность заботиться о нем, защитить его. Родители, пережившие такой опыт («психологический опыт — это всегда работа переживания, его результат и потенциальность, ставшие функцией личности»), ни при каких обстоятельствах не откажутся от ребенка-инвалида ни в прямом («де-факто», «де-юре»), ни в переносном (т.е. эмоционально, духовно) смыслах. Между ними не возникнут чувства отчуждения и недоверия. Ощущение счастья даже через скорби родители пронесут через всю жизнь, делая друг друга и ребенка счастливыми в превосходной степени. Таким образом, первые интеракции с самыми близкими людьми в ситуации рождения являются социально-психологической «подложкой», фундаментом будущего и настоящего качества жизни ребенка, в том числе отнесенного к категории детей-инвалидов.

Не всегда процесс появления ребенка на свет может быть благополучным. Но разум, сердечность (читать—духовность) родителей возобладают. «Оглушающим», как сказала одна мама, может стать факт рождения ребенка с особенностями.

Факторы риска качеству жизни детей первого года на данном этапе:

  • экологически неблагоприятная среда, повышенный уровень ее загрязнения, в том числе радиации;
  • низкий уровень качества здоровья родителей, наличие заболеваний, передающихся по наследству;
  • нарушение режима труда и отдыха, хроническое недосыпание и переутомление во время вынашивания беременности;
  • гиподинамия роженицы, настойчивое игнорирование прогулок на свежем воздухе;
  • вредные привычки родителей (курение, пьянство, токсикомания, наркомания), в том числе нахождение будущей матери в позиции «пассивного курильщика»;
  • компьютерная зависимость, многочасовое вредоносное воздействие компьютера;
  • беспорядочный половой образ жизни и как следствие — БППП (болезни, передающиеся половым путем);
  • плохое питание матери и не регулируемое ограничениями употребление консервированных и других вредных продуктов;
  • хронизация стрессового состояния;
  • неблагополучная внутрисемейная психологическая ситуация;
  • медицинские ошибки;
  • вредные факторы на производстве и в быту.

Формирование качества жизни детей в младенчестве

Условно его можно назвать этапом эмоциональной привязанности ребенка к матери и формирования образа себя. Эмоциональная привязанность матери — основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в последующие годы. От качества непосредственного взаимодействия матери с ребенком, ухода за ним, удовлетворения его жизненных потребностей (режим сна, кормления, прогулок на свежем воздухе, поглаживание (массаж), потребность в движении и новых впечатлениях, доброжелательности и внимании) зависит качество жизни младенца, которое является основой его дальнейшего развития: когнитивного, эмоционального, физического.

Как утверждали ученые, чувство привязанности матери к ребенку с последующими значимыми для его жизни социальными эффектами возникает не вдруг — после его рождения, а проходит длительный путь становления, начиная с периода вынашивания беременности (а возможно, и раньше), и сама проблема привязанности выводится в «чисто человеческий план».

Если по каким-то причинам в этот период происходит сепарация ребенка от заботящегося о нем близкого взрослого, то он испытывает негативные переживания. Если требование младенца посредством плача не удовлетворяется в течение месяца, у него появляется реакция «бегства» по отношению к тому, кто к нему подходит. Как указывал исследователь, еще через месяц ребенок начинает избегать всех контактов с окружающим миром, его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума: он уже не кричит, исчезают все мимические выражения как индикаторы практически необратимых изменений в психике, обусловливая возникновение «депрессии зависимости». Даже опыты на крысятах подтверждают эти факты! Лишенные прикосновения матери зверьки не вырабатывают необходимых гормонов роста и отстают в развитии. Работа М. Клауса «Исследование прикосновений» показала роль тактильных ощущений в выживании недоношенных детей. Недоношенные дети, прошедшие курс массажа, лучше набирают вес, их нервная система развивается быстрее, и уровень кортизола — гормона стресса — у них ниже, чем у детей, не обеспеченных массажем. Массаж способствует улучшению сна недоношенных детей. Этот факт был отмечен и в исследованиях, проводимых с животными.

Ученые скрупулезно подсчитывали каждый акт вылизывания детеныша. А через десять дней они дифференцировали маток по уровню проявления заботы о потомстве на две категории: те, которые часто и помногу вылизывали своих детенышей (им был присвоен высокий индекс ВУ — «вылизывания»), и те, которые не проявляли особой заботы о своем потомстве (им был присвоен низкий индекс ВУ). Исследователей интересовало, каковы долгосрочные результаты вариантов родительского поведения. Когда крысятам исполнилось 22 дня, их отсадили от взрослых особей, поместив в клетки с ровесниками того же пола на период дозревания до взрослости. Примерно в возрасте ста дней, когда животные стали по-настоящему взрослыми, исследователи вновь провели серию замеров. Они сопоставляли особей от маток с высоким ВУ с теми животными, которые недополучали вылизывания со стороны матери. В качестве основного способа оценивания поведения крыс был использован эксперимент «открытого поля». Зверька помещали в большую, округлую, открытую сверху коробку на пять минут. Нервные животные держались ближе к стенкам, вновь и вновь оббегая клетку по периметру. Спокойные, если можно так сказать — более выдержанные крысы, осмеливались изучать все пространство клетки. В другой серии эксперимента с целью изучения пугливости голодных зверьков помещали на 10 минут в незнакомую клетку и предлагали еду. Животное, склонное к тревожности, тратило больше времени на то, чтобы набраться храбрости и попробовать пищу, съедая гораздо меньший объем, чем более спокойные, более уверенные в себе крысы.

В обеих экспозициях разница между двумя группами была очевидной. Особи, которые недополучили материнского вылизывания в детстве, в среднем осмелились изучать внутреннюю часть открытого поля не более пяти секунд из отведенных пяти минут. Однако крысы, которых в детстве матери часто и подолгу вылизывали, в среднем оказывались во внутренней части открытого поля около 35 секунд, т.е. в 7 раз дольше, чем их собратья, лишенные материнской заботы.

В десятиминутной экспозиции эксперимента с едой крысы с высоким ВУ начинали есть в среднем через четыре минуты и ели примерно по две минуты. Животным с низким ВУ в среднем требовалось более девяти минут, чтобы приступить к еде. Но приступив к ней, они уделяли этому процессу всего несколько секунд.

Были проведены другие серии экспериментов с крысами. И каждый раз особи с высоким ВУ демонстрировали наилучший результат. Были отмечены их большая сообразительность в прохождении лабиринта, общительность и любопытство. В то же время удалось зафиксировать факт: эти зверьки были менее агрессивными, более самоконтролируемыми. И наконец, самое интересное: крысы с высоким ВУ жили дольше!

Следует обратить внимание на то, что один лишь фактор — материнский стиль воспитания — оказывал столь значительное влияние на поведение повзрослевших детенышей. Удивление ученых на этом не закончилось. При исследовании головного мозга взрослых крыс были также обнаружены значительные различия в форме, размерах и сложности тех частей головного мозга, которые регулируют стресс.

Последовательно позитивное отношение матери к ребенку — чрезвычайно важный фактор для его развития, базовый ресурс наращивания уровня качества его жизни. И не только в этот период, но и на протяжении всей жизни. Безусловно, структура детско-родительских отношений с возрастом изменяется. Например, во взрослый период «ребенка» (а для матери он всегда является таковым) мать больше доверяет его взглядам на жизнь, хотя многие ценности современного мира может не разделять, но не допускает по отношению к нему императивных интеракций. И при этом транслирует понимающий, оптимистично-позитивный эмоциональный настрой, который называем «безусловная любовь».

Типы материнского отношения к ребенку

Психологи выделил 4 типа материнского отношения к ребенку.

  1. Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям младенца. Для них характерны естественность, поддерживающее и разрешающее поведение. Они не навязывали малышу свои требования и терпеливо относились к его особенностям и потребностям. С удовольствием общались с малышом, в том числе тактильно (поглаживание, игра с пальчиками, массаж тела). С интересом наблюдали за его развитием, делая все новые и новые в ребенке «открытия». Как показало наше исследование, матери этой группы демонстрировали безусловную любовь, позитивно воспринимая ребенка, невзирая на его грубые дефекты (ребенок-инвалид).
  2. Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка, они были склонны кдоминированию, что нередко вносило напряженность в процесс общения с ним. Последовательно занимались развитием прежде всего физических способностей ребенка. Расширяли постоянно свой кругозор в области воспитания, сохранения здоровья детей или оздоровления имеющегося недуга.
  3. Матери третьего типа не проявляли должного интереса к ребенку. Основу их материнства составляли чувство долга и общественные нормы, требования по уходу за ребенком. В отношениях с ним отсутствовала естественность и любовь. Наблюдался жесткий контроль и оценка поведения ребенка, ему часто делали замечания. Наши наблюдения неоднократно фиксировали: матери часто испытывали разочарование, досаду и сожаление, что это их дитя, чувства стыда и неловкости за поведение ребенка, «продукты» его деятельности.
  4. Матери четвертого типа отличались непоследовательностью, индифферентностью, плохим пониманием потребностей своего ребенка, игнорированием их. Требования к нему были противоречивы, часто не соответствовали возрасту ребенка и его возможностям. У матерей наблюдалась собственная заниженная самооценка, часто себя они воспринимали как тотально несчастных.

В этой классификации типов родительских отношений наиболее неблагоприятным для здоровья и полноценного развития ребенка оказался четвертый тип. На фоне дефицита общения в младенческом возрасте у ребенка развивалось ощущение нестабильности, повышенная тревожность, что становилось важной предпосылкой возникновения психического или физического дискомфорта. При третьем типе материнства у детей часто возникало чувство опасности, нередко в дальнейшем наблюдались апатия, депрессия, слабая поисковая активность, любознательность и инициатива. Безусловно, это отражается на самочувствии ребенка, качестве его жизни в настоящем времени и в последующие периоды жизни.

Ранняя депривация, когда в отношениях матери преобладают отвержение, отчуждение, игнорирование его желаний по причине неприятия, погруженности в собственные переживания, связанные с дисгармоничностью отношений с супругом, другими окружающими, продуцирует возникновение у ребенка чувства опасности, ненужности, искажение самооценки и т.д. Как утверждал Э. Эриксон, события первого года жизни формируют у ребенка «основу доверия» или «недоверия» в отношении внешнего мира. Ущербность в этом возрасте на фоне отсутствия любви между окружающими ребенка людьми и проявления заботы о нем «окрасит решение всех возрастных задач, которые будут возникать перед ребенком на последующих этапах развития».

Обозначенные выше факторы приведут к тому, что впоследствии индивид будет отягощен мучениями от «нарциссических» проблем, начнет болезненно искать в других людях подтверждение своей значимости, уникальности, неповторимости. Это может стать помехой установлению прочных конструктивных связей с окружающими, препятствием формированию социальных компетенций, вынужденной сепарации и социальной изоляции.

Наращивание соматического здоровья

Чрезвычайно важна для качества жизни детей в период младенчества и для последующих периодов жизни забота о наращивании соматического здоровья. Внимательное отношение к его физическому развитию, своевременность выявления угрожающих факторов дальнейшему ухудшению состояния, последовательность и качество патронажа медицинских специалистов, следование их рекомендациям и назначениям — залог коррекции, укрепления и наращивания здоровья младенца. Неукоснительное соблюдение режима кормления, сна, прогулок на свежем воздухе, соблюдение гигиенических требований, исключение факторов риска: курение родителей в помещении, где находится ребенок, неосторожное с ним обращение, игнорирование требований детского питания и необходимости полноценного грудного вскармливания и т.д. — основа физического благополучия, достаточного (хорошего) и оптимального качества жизни.

Факторы риска качеству жизни детей на данном этапе:

  • повышенная частота простудных заболеваний;
  • настойчивое игнорирование прогулок на свежем воздухе;
  • игнорирование матерью потребностей ребенка, отказ от «вылизывания», тактильного общения с ним;
  • отсутствие любви и заботы со стороны родителей или лиц, их заменяющих;
  • нарастание болезни и физические травмы;
  • плохие жилищно-бытовые условия;
  • отсутствие или раннее прерывание натурального (грудного) вскармливания;
  • искусственное, несбалансированное питание;
  • отсутствие высококвалифицированной и своевременной качественной медицинской и иной специализированной помощи;
  • информационный вакуум родителей в случае тяжелых поражений здоровья, их беспомощность перед лицом инвалидности.

Этап формирования идентичности и подражания

Этап формирования идентичности и подражания ребенка в семье охватывает период раннего детства. Примерно с полутора до трех лет в процессе совместной деятельности с взрослыми ребенок начинает осознавать свои качества и возможности, половую принадлежность. Он выделяет свое «Я», у него возникает чувство личности — следовательно, у ребенка появляется внутренняя эмоциональная жизнь с собственными желаниями, привычками, вкусами. В поведении преобладают яркие положительные эмоции, дети часто смеются, улыбаются. Если нет речевых нарушений, произносят много звуков, манипулируя ими, складывают слова. Ребенок отзывчив на положительные эмоции со стороны взрослых, реагирующих на его «речевые эксперименты». Формирование речи ребенка как основы его развития, включая социальное, является результатом воспитательной активности взрослых, прежде всего матери.

Удовлетворение разнообразных двигательных потребностей, особенно на свежем воздухе, — важная составляющая укрепления, развития ребенка и повышения качества его жизни. Дети «чувствуют мускулами», для них «подвижность — естественная стихия». Осваивая пространство, они быстро развиваются физически. Осознанность собственных движений, в целом сенсомоторное развитие являются базой для формирования всех психических функций: восприятия, внимания, мышления и др. В конце второго — на третьем году жизни дети способны играть друг с другом, выполнять требования взрослых. К завершению периода раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Взрослым нельзя игнорировать этот момент, у них появляется адекватно реальная возможность создавать условия для наращивания самостоятельности.

Качество жизни ребенка как интегральный показатель его развития, состояния здоровья зависит от условий жизнеобеспечения, воспитания ребенка, формирования его личности: качественного ухода и адекватных бытовых условий, гармоничной, природосообразной социальной ситуации, позитивного настроения окружающих, насыщенной стимулами предметно-развивающей среды, правильного привития гигиенических навыков. На качество жизни оказывает влияние модель детско-родительских отношений, а также отношения к ребенку окружающих его людей. Ребенок подражает значимым взрослым, которые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Поэтому чрезвычайно важными являются модель поведения взрослых, их реакции на действительность, стимулы — вызовы окружающего мира.

Фактором риска благополучию ребенка следует обозначить неспособность взрослых обеспечить удовлетворение актуальной потребности ребенка в движении, освоении пространства. Чаще всего страдают дети, родители которых проживают в неблагополучных бытовых условиях: общежитиях, мало приспособленных для этого помещениях. Ограниченность в пространстве при отсутствии достаточного времени пребывания на свежем воздухе, репрессии на естественное в таком случае, но неудобное для родителей поведение детей, обедненность предметно-развивающей среды являются помехой гармоничности детско-родительских отношений, психофизическому развитию, всем компонентам здоровья ребенка, включая социальное.

Необходимо отметить фактор риска благополучию ребенка — психолого-педагогическую безграмотность взрослых, их неукротимое желание переделывать ребенка, упорно утверждающего и отстаивающего свою самостоятельность (особенно болезненно это протекает в период наступающего «кризиса трех лет»). Отсутствие благоразумия, педагогического такта, специальных знаний и социально целесообразного поведения наставников (будь то родители, няни, воспитатели) могут стать причинами затруднений социализации, возникновения патологических форм протестного поведения ребенка.

Факторы риска качеству жизни детей на данном этапе:

  • нарастание болезни и физические травмы;
  • нарушение режима, хронизация недосыпания и настойчивое игнорирование прогулок на свежем воздухе;
  • госпитализм (пребывание на стационарном лечении);
  • игнорирование матерью потребностей ребенка;
  • эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей;
  • отчужденность родителей, заброшенность ребенка;
  • отсутствие предметной развивающей среды;
  • отсутствие у родителей психолого-педагогической компетентности, неадекватность реакций взрослых на поведение ребенка;
  • раннее определение ребенка для воспитания в дошкольное образовательное учреждение;
  • непрофессионализм педагогов в детском саду, длительный период адаптации ребенка к новым условиям;
  • отсутствие высококвалифицированной и своевременной качественной медицинской и иной специализированной помощи;
  • информационный вакуум родителей в случае тяжелых поражений здоровья, их беспомощность перед лицом инвалидности.
Рубрика: 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.