Когда человеку назначается та или иная группа инвалидности, комиссия всегда определяет насколько у него ограничены те или иные функции – физические, психические, эмоциональные и так далее. Другими словами, каждая группа инвалидности зиждется на степенях ограничения жизнедеятельности (степени инвалидности), которые определены в специальной инструкции для медико-социальных бюро. Жизнедеятельность человека разделена на семь категорий:
- осуществление трудовой деятельности;
- наличие поведенческого самоконтроля;
- навыков самообслуживания;
- способности ориентации в окружающем мире;
- способность в обучении;
- общении;
- самостоятельном передвижении.
Если у человека есть ярко выраженные затруднения в том или ином виде деятельности, то он может получить инвалидность. Рассмотрим отдельно каждую из категорий, которые разделены на три степени ограничений.
Трудовая деятельность
1 – утрата возможности продолжить трудовую деятельность по месту работы даже после перевода человека на низшую должность, сохраняя прежние рабочие условия; продолжение работы в прежних условиях, но после снижения объема и характера обязанностей.
2– труд в особых для работника трудовых условиях, например, с наличием вспомогательных средств реабилитации.
3 – выполнение работы только с посторонней помощью или утрата работоспособности из-за физических ограничений.
Контроль своего поведения
Контролирование человеком своего поведения – это самоосознание себя как личности, нормальное поведение с соблюдением принятых в обществе норм.
1 – периодически возникают затруднения в самоконтроле во время возникающих трудных обстоятельствах, систематические затруднения в выполнении своей социальных функций, самокоррекции с учетом возникающих ситуаций.
2 – характерное снижение уровня критической самооценки и оценки окружающей действительности при наличии коррекции поведения другими лицами.
3 – полное отсутствие контроля своего поведения, неспособность самокоррекции, зависимость от посторонней помощи.
Навыки самообслуживания
Человек сам может следить за своими физиологическими потребностями, владеет ежедневными бытовыми элементарными навыками, соблюдает правила личной гигиены.
1 – человек может сам себя обслуживать, но тратит на подобные действия больше времени, чем обычно; может использовать вспомогательные приспособления.
2 – человек обслуживает сам себя частично, прибегая иногда к посторонней помощи и к применению специальных средств.
3 – человек утратил способность к самообслуживанию и полностью зависит от помощи других.
Навыки ориентации в окружающем пространстве
Это адекватное восприятие человеком окружающей его действительности, оценивая конкретные ситуации, определяет местоположение и время.
1 – ориентируется лишь в привычной для него обстановке, возможно, использует специальные вспомогательные средства.
2 — периодическое обращение к помощи других людей в каких-либо затруднительных ситуациях, применяет специальные вспомогательные средства;
3 – полная утрата в ориентировании, т.е. наличие дезориентации, зависимость от постоянной помощи других людей.
Обучаемость
Это умение воспринимать разные знания, различного рода информацию, запоминать, усваивать и повторять узнанное, стойкое владение разнообразными социокультурными навыками.
1 – человек может обучаться и получать комплекс знаний в стандартных образовательных рамках в обычных учреждениях, но прибегая к помощи коррекционных обучающих методик, индивидуального режима и специальных средств.
2 – обучаемость возможна лишь в рамках специального учреждения, домашнего обучения, по особой образовательной программе с помощью специальных обучающих средств.
3– обучаемость только самым элементарным навыкам и умениям в любой из сфер человеческой деятельности, утрата способности обучаться и получать разнообразные знания.
Самостоятельное передвижение
Характеризуется как перемещение, умея при этом сохранять равновесие во время покоя, движения, перемены положения тела, а также умение воспользоваться городским транспортом.
1 – наличие умения передвигаться самому, но затрачивая больше времени, чем обычно на это тратит человек; дробные попытки передвигаться, попытки сократить проходимые промежутки, применяя при этом вспомогательные приспособления.
2 – человек передвигается, регулярно пользуясь помощью сопровождающих, использует специальные приспособления.
3 – человек не может передвигаться сам, только с постоянной поддержкой со стороны.
Общение
Это социальная способность контактировать с окружающими людьми, воспринимая, перерабатывая и передавая информацию.
1 – общение характеризуется сниженными объемами и темпами в процессе получения и передачи извне информации; использование специальных приспособлений; если нарушен слух, то человек общается при помощи сурдоперевода, невербальной методики общения.
2 – человек может общаться отчасти самостоятельно, отчасти с помощью посторонних, также используя специальные приспособления.
3 – невозможность общения без помощи со стороны.
Критерии для установления группы инвалидности относительно степени ограничения
Опираясь на эти определения, комиссия устанавливает группу инвалидности, в зависимости от наличия у человека той или иной степени ограничения.
1-я группа присваивается тем, у которого выявлены устойчивые нарушения здоровья, полученные после болезни и прочих случаев, приведшие к 3-й степени всех семи сформулированных ограничений в жизнедеятельности: возможность трудиться, наличие поведенческого самоконтроля, навыков в самообслуживании, ориентированность в мире, обучаемость, общение без физических и психических барьеров, самостоятельное передвижение.
2-я группа присваивается тем , у кого выявлены устойчивые и ярко выраженные расстройства функций организма вследствие дефектов, болезни, травматических случаев, приведшие ко 2-й степени всех семи ограничений в жизнедеятельности: возможность трудиться, наличие поведенческого самоконтроля, навыков самообслуживания, ориентация в мире, обучаемость, нормальное общение, самостоятельное передвижение.
3-я группа присваивается если есть умеренно выраженные расстройства организма, последствие которых — 1-я степень в трудовой деятельности или ограничения в разных степенях основных категорий деятельности: возможность трудиться, наличие поведенческого самоконтроля, навыков самообслуживания, ориентирование в мире, обучаемость, навыки общения, возможность самостоятельного передвижения.
Когда ребенку присваивается статус «ребенок-инвалид«, то выявляют ограничения функциональности организма из любой их принятых правилами категорий и какой-либо степени выраженности, (они оцениваются с учетом возраста ребенка) и требующие предоставления услуг в области социальной защиты.