x

Недоступная среда

Инвалиды других стран, приезжающие в Россию, считают, что наше здравоохранение является самым лучшим в мире, ведь на улицах наших городов практически не встречаются люди с ограниченными возможностями. На самом деле их мнение ошибочно (здесь не имеется ввиду наше здравоохранение). В нашей стране инвалиды составляют 10% (12,9 млн. человек) от всего населения, а это не так уж и мало, и не появление их на улицах связано, скорее всего, с недоступностью общественной среды, а не с суперскими возможностями наших докторов (они же не боги, в конце концов). Отсутствие пандусов, подъёмных механизмов и звуковых сигналов светофоров – это всего лишь ничтожная часть перечня препятствий, которые встают на их пути изо дня в день. В связи с этим проблема общественной и социальной интеграции инвалидов в России стоит очень остро.

images

Ответственность государства

В ряде субъектов Российской Федерации был проведён социологический опрос, в результате которого выяснилось, что, к примеру, в Новгородской области только 10% среды жизнидеятельности соответствуют требованиям доступности для инвалидов, в городе Архангенльске — 13%, а в городе Курске итого меньше, только 5%. Данные проблемы решаются, но не в полном объёме, т. к. отсутствует комплексный подход. В рамках программы реализуется пилотный проект с участием Республики Татарстан, Тверской и Саратовской областей по отработке формирования доступной среды для инвалидов. Кроме того, в рамках программы совместно с Министерством образования и науки и субъектами Российской Федерации реализуются мероприятия по формированию безбарьерной школьной среды.

В мае текущего года Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В связи с этим Министерство труда совместно с заинтересованными федеральными органами и общественными организациями инвалидов осуществляет подготовку законопроекта, направленного на комплексное приведение российского законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в соответствие с ее положениями. Законопроект устанавливает механизмы реализации в России положений конвенции по ряду вопросов, включая обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и транспорта.

Также одновременно при участии Министерства труда осуществляется подготовка законопроекта, направленного на внесение изменений в Воздушный кодекс РФ, которыми предусматривается обеспечить условия доступности для инвалидов услуг, предоставляемых в аэропортах и на борту воздушных судов.

По данным Министерства труда, в 2012 году в 60 субъектах Российской Федерации уже приняты региональные программы и реализуются мероприятия, направленные на устранение существующих ограничений и барьеров, формирование условий для беспрепятственного доступна к приоритетным объектам и услугам для инвалидов. В нынешнем году такую работу планируется начать во всех 83 субъектах РФ.

Официальная статистика

По заявлению Министерства труда, полную и точную статистику доступности общественных учреждений для инвалидов в российских городах получить довольно сложно. Дело в том, что доступность может определяться по разному для разных категорий инвалидов. Часто здание считается доступным, если оно оборудовано пандусом, а то, что инвалид не может добраться в большинство его помещений, например из-за отсутствия лифта, не берётся во внимание. Да и пандусы бывают не всегда доступными, либо слишком крутой подъём, либо сделан, к примеру, как показано в видео ниже:

[vsw id=»tIa0cvtztqo» source=»youtube» width=»425″ height=»344″ autoplay=»no»]

В целом можно сказать, что доступность для инвалидов объектов и услуг в нашей стране пока все еще остается на уровне, который значительно ниже ожиданий самих инвалидов.

Для того, чтобы получить реальную информацию о доступности наиболее значимых для инвалидов объектов, в министерстве была разработана методика паспортизации и классификации этих объектов. Полный текст этой методики можно скачать здесь: Методика паспортизации и классификации объектов. Данная методика была разработана на основе анализа и экспертной оценки международных и федеральных нормативно-правовых, организационных и методических документов, а также зарубежного и российского опыта в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Т.е. она создавалась так, чтобы всесторонне описать ключевые аспекты, мешающие доступности того или иного объекта для людей с ограниченными возможностями. Пропаспортизированные таким образом объекты предполагается размещать на картах городов.

Что касается обеспечения доступности зданий для инвалидов, то на данный момент положительными примерами могут являться Татарстан, Москва и Тюменская область.

Количество автобусов, троллейбусов и трамваев, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения, пока составляет только 4,8%, но к 2020 году планируется увеличить эту долю до 11,7%. Хотя по данным «Российской газеты», для г. Москва было закуплено 67 низкопольных трамваев, удобных для инвалидов, пожилых людей, пассажиров с детскими колясками, и обеспечивающих более удобную посадку и высадку.

Новые низкопольные трамваи
Новые низкопольные трамваи

Если говорить о гостиницах, приспособленных для инвалидов всех категорий, то таких в России пока немного, однако наблюдается положительная динамика, отметили в Министерстве труда. Больше готовы к пребыванию инвалидов санатории и пансионаты, но появляются и соответствующие гостиницы, правда, в основном в больших городах, например таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и Сочи.

Другие страны

Что касается других стран, то вовлеченностью инвалидов в общественную жизнь за рубежом, нельзя не упомянуть Великобританию. Наверно каждый российский житель, побывавший в соединённом королевстве скажут, что там все усилия государства направлены на то, чтобы сделать жизнь инвалидов комфортнее. В этой стране, наверное, не встретишь ни одного музея, где нет подъемных механизмов и других технических средств, разработанных специально для людей с ограниченными возможностями, а в некоторых из них посетителям предлагают свои собственные инвалидные коляски. Также сразу обращает на себя внимание тот факт, что на британских городских автодорогах очень мало подземных переходов, зато огромное количество «зебр» и светофоров, оборудованных звуковыми сигналами, что, безусловно, значительно облегчает жизнь инвалидам всех категорий. Вообще нельзя не отметить, что в Туманном Альбионе даже лифты — «говорящие», чтобы помочь инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве. О том, что все британские городские автобусы оснащены пандусами, с помощью которых инвалиды легко поднимаются в салон, не стоит даже и говорить. Предусмотрительные британцы подумали и о специальных туалетах для инвалидов, которые есть в каждом крупном супермаркете и во всех общественных местах.

В других развитых странах уровень помощи людям с ограниченными возможностями также очень высок. Например, в Германии ни одному автомобилисту не придет в голову занять место на парковке, предназначенное для инвалида. В Испании в метро помимо эскалаторов действуют лифты для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить. Цифры на кнопках таких лифтов продублированы на азбуке Брайля для слабовидящих.

Российским инвалидам о такой заботе остается только мечтать.

В Мининстерстве труда РБК заявили, что хотя в отечественном нормотворчестве воспринят лучший мировой опыт и задачи решаются те же, все же в отношении исполнения норм «Россия не всегда лидирует». Так, например, все в той же Испании существует балльная оценка доступности городской инфраструктуры, и оценку эту проводят как муниципальные власти, так и общественные организации инвалидов. В нашей стране такие подходы только формируются.

Жестокая реальность

По данным мониторинга, проведенного Всероссийским обществом инвалидов (на 1 июля 2011г.), из 60 региональных организаций общества, участвовавших в опросе, лишь московская указала на то, что оснащение действующих социальных и транспортных объектов элементами безбарьерного дизайна осуществляется довольно быстро и с достаточно разнообразным набором используемых приспособлений. В то время как 75% опрошенных заявили об обратном. Многие организации ВОИ также отмечали, что вся безбарьерная «модернизация» уже действующих объектов социальной инфраструктуры «носит едва ли не демонстративно формальный характер и имеет весьма слабое отношение к реальному решению проблемы барьерной среды».

По мнению Всероссийского общества слепых, в частности, требуют срочного решения вопросы доступности транспорта для этой категории граждан в части подготовки специалистов для оказания помощи и сопровождения инвалидов от входа на вокзал и до места посадки на транспортное средство, оборудования вокзалов кнопками вызова работников, оформления сайтов транспортных средств в соответствии с действующими стандартами.

Проблемы формирования «доступной среды» для инвалидов постоянно поднимаются и в российских СМИ. Так, недавно сообщалось об инвалиде из Екатеринбурга Александре Мокине, который отсудил у кафе 100 тыс. руб. моральной компенсации за то, что персонал не пустил его на порог заведения. Также периодически появляется информация о том, что пассажиры-инвалиды часто сталкиваются с нежеланием авиакомпаний оказать им услуги перевозки. Кроме того, в январе 2012г. на встрече Дмитрия Медведева, бывшего тогда президентом РФ, со студентами журфака МГУ обсуждался вопрос о том, что при строительстве станции московского метро «Славянский бульвар» был построен лифт для инвалидов, однако, чтобы до него добраться, нужно пройти четыре лестничных пролета. И, конечно же, нельзя не вспомнить случай, всколыхнувший всю российскую общественность, когда детей с аутизмом не хотели пускать на экскурсию в Московский океанариум.

[vsw id=»ZbYVGhwkAr4″ source=»youtube» width=»425″ height=»344″ autoplay=»no»]

«Главная проблема обеспечения доступности для инвалидов инфраструктуры, услуг и всех сторон общественной жизни — не в несовершенстве законодательства, недостатке средств или специалистов. Она состоит в отношении большинства людей к инвалидам как к другим, не таким как все. И это создает барьер, который не преодолеть никакими перилами и пандусами», — считает директор департамента по делам инвалидов Минтруда Григорий Лекарев. По последним данным социологических исследований, представленных министерством, лишь 33% опрошенных инвалидов высказались положительно об отношении окружающих к их проблемам.

Опираясь на все эти факты, можно прийти к выводу, что вечный вопрос «Кто виноват?» как всегда остается открытым. Тем не менее очевидно, что никто — ни государство, ни общество — не должен забывать о необходимости помогать людям с ограниченными возможностями и перекладывать свою ответственность на других.

Рубрика: 

2 Комментариев на Недоступная среда

  1. Не знаю за всю Тюменскую обл,а в Нижневартовске я знаю у многих домов где живут инвалиды ,стоят швеллера,а у меня стоит пандус уклон 45 градусов..,попробуйте скатиться с него и подняться. А мне 54 года. сердце заходиться ,если посмотришь сидя на инвалидной коляске вниз и по-прежнему скачешь по ступенькам,не используя пандус. Поэтому и сидят дома большинство инвалидов в четырех стенах.Позвала мера нашего города спуститься по нем,но разве можно на это надеяться. Хотя мой дом новый почти с 2006 года,а закон об инвалидах написан в 1995 года. Но кто из чиновников его исполняет?

  2. Вот интересно, а как именно могут и должны быть наказаны власти (страна, республика, город,район), в которых не соблюдаются элементарные права инвалидов на доступную социальную среду? Например, в Уфе практически общественный транспорт недоступен для инвалидов с ограниченными возможностями. Никто из инвалидов никогда не сможет забраться в Газель или Пазик, которых подавляющее большинство в общественном транспорте. И даже в какие-то жалкие 150 автобусов Башавтотранса (это на 1200 тыс.человек) невозможно забраться, т.к. тротуары не оборудованы соответствующим образом и к ним вплотную автобусы не подъезжают… Вот как нужно наказать власти города, чтобы они стали хоть что-то предпринимать для инвалидов

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.