Logotip
 

Мы в соцсетях

Одноклассники ВКонтакте Facebook Твиттер

Органы государственной власти в социальной сфере и их функции

Контроль над социальной сферой осуществляют органы государственной власти и исполнительной власти местного самоуправления. И те, и другие наделены рядом полномочий. Деятельность организаций, осуществляющих социальное обслуживание, регламентируется нормативно-правовыми актами, перечень которых с наименованием и кратким содержанием представлен в данном материале.

Полномочия органов государственной и исполнительной власти в сфере социальной защиты

Статьей 7-8 ФЗ РФ от 28Л2.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) определены полномочия органов государственной власти в сфере социального обслуживания.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:

  • установление основ государственной политики исполнительной власти в сфере социального обслуживания и основ правового регулирования;
  • утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
  • утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;
  • утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети Интернет;
  • управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания.
  • Органы исполнительной власти в социальной сфере уполномочены вести единую федеральную систему статистического учета и отчетности в сфере соцобслуживания;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
  • создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
  • международное сотрудничество РФ и заключение международных договоров РФ в сфере социального обслуживания;
  • иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти в социальной сфере относятся:

  • выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;
  • координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями.
  • Органы государственной власти, осуществляющие социальную защиту, должны предоставлять методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
  • Утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;
  • утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания;
  • утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.
  • Также одной из социальных функций органов государственной власти является утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания.
  • Утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;
  • утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах РФ, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;
  • утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.
  • Исполнительная власть в социальной сфере имеет право на утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической,
  • педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении) (далее также — социальное сопровождение).
  • Утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;
  • утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа).
  • Органы исполнительной власти в сфере социальной защиты занимаются утверждением порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием.
  • Утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;
  • утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти.
  • Имеют органы социальной власти и иные предусмотренные нормативными правовыми актами РФ полномочия.

Социальные задачи органов государственной власти субъектов федерации

К социальным задачам органов государственной власти субъектов федерации относятся:

  • правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах РФ в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
  • определение уполномоченного органа субъекта РФ, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;
  • координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте РФ;
  • утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ в связи с реализацией полномочий субъекта РФ в сфере социального обслуживания;
  • утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта РФ, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
  • утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта РФ;
  • формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
  • разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;
  • утверждение законом субъекта РФ перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
  • утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
  • установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
  • утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта РФ, уполномоченного на осуществление такого контроля;
  • установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
  • утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;
  • обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет;
  • установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта РФ;
  • организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;
  • ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте РФ;
  • установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;
  • организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах РФ в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;
  • разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;
  • утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;
  • утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте РФ; создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
  • иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Нормативно-правовые акты, регулирующие социальное обслуживание

Письмом Минтруда и соцзащиты РФ от 5.02.2014 г. № 12-5/1 О/В-547 утвержден Примерный перечень законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обслуживание и подлежащих принятию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.

№ п/п

Вид акта (документа) субъекта Российской Федерации

Наименование (содержание) акта (документа) субъекта Российской Федерации

1

Законодательные и нормативные правовые акты

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации (приведение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ; пункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

2

Законодательный акт

Утверждение перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг (пункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ)

3

Законодательный акт

Установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (пункт 13 части 1 статьи 8, части 2 и 5 статьи 31, статья 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

4

Законодательный и (или) нормативный правовой акт

Определение органа (органов) государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного (уполномоченных) на осуществление предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ полномочий в сфере социального обслуживания, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на составление индивидуальной программы, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (пункт 2 части 1 статьи 5, пункты 2 и 12 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

5

Нормативный правовой акт

Утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания (пункт 4 части 1 статьи 8, статья 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

6

Нормативный правовой акт

Утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями (пункт 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

7

Нормативный правовой акт

Утверждение норм питания в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

8

Нормативный правовой акт

Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг (пункты 1-7 части 1 статьи 8, статьи 24-26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

9

Нормативный правовой акт

Разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания (пункты 1-8 части 1 статьи 8, часть 2 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

10

Нормативный правовой акт

Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг (пункт 10 части 1 статьи 8, статья 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

11

Нормативный правовой акт

Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (пункт 11 части 1 статьи 8, статья 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

12

Нормативный правовой акт

Утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление такого контроля (пункт 12 части 1 статьи 8, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

13

Нормативный правовой акт

Утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания (пункт 14 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

14

Нормативный правовой акт

Обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет (пункты 1-15 части 1 статьи 8, статья 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

15

Нормативный правовой акт

Утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения (пункт 23 части 1 статьи 8, статьи 14, 22, 27, 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

16

Нормативный правовой акт

Утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации (пункт 24 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г № 442-ФЗ)

17

Нормативный правовой акт

Определение порядка предоставления сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г № 442-ФЗ)

18

Нормативный правовой акт

Обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 442-ФЗ)

19

Нормативный правовой акт

Утверждение порядка расходования организациями социального обслуживания, находящимися в ведении субъекта Российской Федерации, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг (пункт 2 части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

20

Нормативный правовой акт

Утверждение размера и порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин, который получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (часть 8 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442 ФЗ)

21

Нормативный правовой и (или) программный акт

Установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации (пункты 1-16 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

22

Нормативный правовой и (или) программный акт

Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг; (пункты 1-17 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442- ФЗ)

23

Нормативный правовой и (или) программный акт

Ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте Российской Федерации (пункт 18 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

24

Нормативный правовой и (или) программный акт

Установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ (пункт 19 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

25

Нормативный правовой и (или) программный акт

Организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 20 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

26

Нормативный правовой и(или) программный акт

Разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания (пункт 21 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

27

Нормативный правовой и (или) программный акт

Разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания (пункт 22 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ)

Деятельность и полномочия органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения

Следует отметить, что большинство субъектов РФ приняло собственный закон «О социальном обслуживании граждан», а в некоторых регионах вопросы социального обслуживания населения регламентированы целым комплексом правовых актов.

Закон Белгородской области от 5.12.2014 г. № 321 «О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области» в значительной степени посвящен правовому регулированию передачи следующих полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере по обеспечению прав граждан на социальное обслуживание органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:

  • по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальной программы;
  • по предоставлению социальных услуг;
  • по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в муниципальном образовании;
  • по обеспечению бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг в муниципальном образовании, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет;
  • по ведению учета и отчетности в сфере социального обслуживания в муниципальном образовании.
  • Указанным законом предусмотрено право органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения:
  • создавать муниципальные учреждения, основной целью деятельности которых является предоставление социальных услуг, осуществлять правомочия их учредителя;
  • заключать договоры на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан с негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание;
  • получать в органах исполнительной власти Белгородской области информационную, консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления переданных полномочий;
  • в пределах своих полномочий издавать муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных настоящим законом;
  • дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Кроме того, законом установлено, что органы государственной власти Белгородской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий обязаны:

  • обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления переданных полномочий.
  • Деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере также должна быть направлена на осуществление контроля реализации органами местного самоуправления переданных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
  • Проводить проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных полномочий и в случае нарушения требований настоящего закона давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения;
  • давать разъяснения и оказывать методическую помощь по вопросам осуществления переданных полномочий.
  • Аналогичным образом построено правовое регулирование в Ростовской области. В соответствии со ст. 6 Закона Ростовской области от 03.09.2014 г. № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок следующие государственные полномочия Ростовской области в сфере социального обслуживания:
  • по утверждению тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
  • по социальному обслуживанию на дому: граждан пожилого возраста, инвалидов (в том числе детей-инвалидов), частично утративших способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; несовершеннолетних; лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • по социально-медицинскому обслуживанию на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях;
  • по стационарному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • по содержанию и обеспечению деятельности муниципальных организаций социального обслуживания, за исключением возмещения коммунальных расходов указанных организаций социального обслуживания.

Хотя органы местного самоуправления и муниципальные учреждения законодательством РФ не включены в систему соцобслуживания, лишены в этой сфере федеральным законодателем собственной компетенции, что обусловлено политикой концентрации социальных полномочий в руках государства, однако приведенные примеры показывают, что фактически органы местного самоуправления в социальной сфере по-прежнему играют весомую роль в реализации единой государственной социальной политики.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Похожие статьи

Комментарии

Ваш адрес не будет опубликован. *