Logotip
 

Мы в соцсетях

Одноклассники ВКонтакте Facebook Твиттер

«Инвалидный» норматив и административно-хозяйственная санкция в Украине

Немалое количество существующих на Украине фондов не только вселяет надежду, у социально защищенных лиц, на возможную помощь в трудной ситуации, но и внушает опасение предпринимателям, которые ждут «в гости» сотрудников фонда с проверками и неизбежными требованиями уплатить штрафные санкции. Так же обстоят дела в правоотношениях Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) и предпринимателей, складывающихся в отношении обеспечения обязательного норматива рабочих мест для инвалидов. Когда и почему Фонд может требовать уплаты административно-хозяйственных санкций? Правильный ответ кроется в правовой природе этих санкций и в обязанностях Фонда и субъектов хозяйствования, закрепленных в нормах права. Окунемся ненадолго в глубокий и, часто, непрозрачный омут норм права, чтобы отыскать в нем истину. Она прячется там, а не находится на поверхности, по причине существования большого количества правовых норм, которые, часто, противоречивы и неоднозначны.

Обязанность.

Согласно ст. 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (далее – Закон) предприятия, учреждения и физические лица, использующие наемный труд (все эти участники, для целей статьи — Предприятие), обязаны создавать и выделять рабочие места для инвалидов. Также, Предприятие обязано предоставлять соответствующую информацию в службу занятости и отчитываться перед Фондом. Статья 19 Закона устанавливает размер норматива, которым должен руководствоваться предприниматель при организации рабочего места инвалида. Норматив составляет, в зависимости от количества работающих, или 4% от средней учетной численности штатных работников или 1 рабочее место.

Санкция.

Согласно ст. 20 Закона, если количество работающих инвалидов на Предприятии меньше норматива, то он должен ежегодно уплачивать Фонду административно-хозяйственные санкции. Эта санкция установлена, в зависимости от количества работающих, в размере средней годовой заработной платы по Предприятию или 50-ти процентов этого размера за каждое рабочее место, не занятое инвалидом.

Допустим, Предприятие выделило в штате рабочее место для инвалида, сообщило об этом в службу занятости и отчиталось в Фонд. Однако на Предприятие не обратился ни один инвалид с заявлением о трудоустройстве. Рабочее место инвалида не занято и пустует. Обязано ли Предприятие платить санкцию отделению Фонда?

Санкция, являющаяся предметом нашего рассмотрения, не является ни налогом, ни обязательным платежом. Она является хозяйственно-правовой ответственностью за совершенное правонарушение в сфере хозяйствования. Это вытекает из ст. 218 Хозяйственного кодекса. Согласно этой статьи такая ответственность наступает, если Предприятие не докажет, что предприняло все необходимые действия, чтобы не допустить правонарушения.

Статья 18 Закона определяет одно из условий обеспечения права инвалида на трудоустройство – непосредственное обращение его в службу занятости или на Предприятие. А статья 18-1 Закона содержит указание на то, что государственная служба занятости осуществляет поиск работы для инвалида. Обязанности Предприятия осуществлять поиск инвалидов, для их последующего трудоустройства, в действующем законодательстве не определено.

Таким образом, анализ норм права дает основания полагать, что если Предприятие выполнило все предписания законодательства по обеспечению трудоустройства инвалида, а служба занятости не направила их на Предприятие, или сам инвалид не пожелал трудоустроиться, то Предприятие не обязано платить санкции Фонду. Эти вышеизложенные обстоятельства, подкрепленные нормами права, помогут предпринимателю отстоять свои права в суде, что, в свою очередь, подтверждается судебной практикой.


Понравилось? Поделись с друзьями!

Похожие статьи

1 комментарий

  1. Ирина 20.11.2013 at 16:43

    Москва-это хорошо.А как будут решаться проблемы инвалидов в регионах?

Комментарии

Ваш адрес не будет опубликован. *