В поисках финансовой поддержки неправительственная общественная организация (НГО) обычно идет путем получения гранта от донора. Этот метод является наиболее распространенным и используется почти всеми НГО. Однако существует и другой способ получения финансирования. Это — социальное предпринимательство. Оно являет собой симбиоз деятельности НГО и бизнеса, и заключается в использовании элементов бизнеса в деятельности неправительственной организации. Социальное предпринимательство помогает НГО воплощать свою миссию, одновременно получая финансирование путем ведения бизнеса. Примером социального предпринимательства может быть деятельность НГО, которая, работая в сфере защиты инвалидов, занимается продажей товаров, производимых инвалидами. Или организация, которая работает в сфере защиты окружающей среды, параллельно организует продажу фотографий пейзажей. Почти каждая НГО может заниматься социальным предпринимательством. Однако обязательно нужно ознакомиться с законодательной базой.
Для того, чтобы использовать метод социального предпринимательства в своей организации, необходимо начать со следующих шагов:
Во-первых, «заложить фундамент»:
— избрать лидера проекта и команду, и определить, этот ли проект отвечает стратегическому плану организации;
— определить цель проекта и главные задачи, которые необходимо достичь;
— заручиться поддержкой руководства, разработать план действий, определить конечные сроки его выполнения;
— выяснить, необходимы ли дополнительные ресурсы для внедрения проекта в действие;
— мотивировать команду для последующих действий.
Этот шаг может занять от двух дней до четырех недель.
Во-вторых, оценить проект:
— определить уровень возможностей организации для выполнения проекта;
— определить, что организация способна сделать лучше всего, и на какую целевую аудиторию направить усилия;
— предусмотреть действия главных конкурентов и проанализировать реакцию на проект партнеров и других представителей внешнего окружения.
Этот шаг может занять от трех дней до шести недель/
В-третьих, провести мозговой штурм и пересмотреть идеи проекта:
— решить, нужна ли команде проекта консультационная помощь. Если да, то исполнительный директор должен дать согласие на создание предпринимательского комитета, в который могут входить местные предприниматели;
— провести мозговой штурм идей проекта среди представителей предпринимательского комитета, учитывая оценку проекта;
— определить максимальное количество возможных клиентов и дополнительные рынки, на которые можно продвигать товар или услугу.
После детального анализа должны остаться три идеи для последующего исследования.